Станки - художники по камню
На недавней международной выставке "ЭКСПО-камень 2007", проходившей на ВВЦ, бросились в глаза две детали: больше всего павильонов по камнедобыче и камнеобработке занимали китайские компании, что вызвало огорчение за отечественного производителя. Зато приятным сюрпризом стала презентация отечественной компании "САУНО". Побывавшие у его стендов не скрывали восхищения, говоря о том, что с появлением этой компании мы стали мировым лидером в производстве гравировально-фрезерных станков для нанесения художественных изображений на любые твердые поверхности. Люди невольно останавливались. Станки с программным управлением прямо на глазах гравировали высокохудожественные работы великих живописцев, перенося на камень целые холсты. Особенно же меня удивила выгравированная на граните картина художника Иванова "Явление Христа народу". Причем изображения были сделаны самым надежным методом механической (ударной) гравировки и гравировки фрезой. Сегодня оборудование, изготовленное компанией "САУНО" работает в разных отраслях промышленности, в мастерских церквей и мечетей, но основная доля станков находится в компаниях, занимающихся нанесением изображений на природный камень. С помощью технологий “САУНО” можно не только изготавливать памятники, но и делать уникальную подарочную и сувенирную продукцию, обрабатывать изделия из хрусталя и фарфора, выполнять панно, делать оформительские работы, отделку каминов и др. Впервые с помощью станков выполнена 3-х мерная копия карты России, подаренная Госдуме. Сделано оформление архитектурно-паркового ансамбля "Добрый ангел мира", открытого в начале сентября в районе "Марьино". Естественно, после увиденного мы встретились и с главой компании, Гендиректором, доктором физико-математических наук Магомедом МАГОМЕДОВЫМ для прогноза развития отрасли.
- За последние 60 лет объем пром. добычи и обработки облицовочных материалов в мире увеличился примерно в 10 раз, - рассказывает Магомедов. - По различным оценкам, производство в отрасли ежегодно возрастает на 5-6% и, несмотря на появление различных заменителей, спрос на "природный камень" в мире увеличивается на 7-9%. Это свидетельство его высокой востребованности и больших перспектив. Сегодня его мировая добыча составляет порядка 50 млн. т/год, из которого 73% приходится на Италию, Испанию, Грецию, Португалию, Францию, Турцию, Китай, Индию, Бразилию, США, Замбию и ЮАР. Россия же занимает 30-35-е место, отставая не только от признанных лидеров, но даже от таких стран, как Болгария. Показатель удельного потребления камня на душу населения в РФ - всего 3м2 на 100 чел. Сравните с Грецией, Испанией или Тайванем (там идет - 67 кг/чел, 45 кг/чел и 40 кг/чел соответственно). Даже для Москвы показатель в 7-10 раз ниже, чем у стран-лидеров.
Мировое первенство в добыче и экспорте камня занимают Италия и Китай (их удельный вес около 15%). Европа также играет одну из первых ролей в силу массового применения мрамора и гранита. Все больше привлекают внимание США с высокими темпами частного жилстроительства. А что же у нас в России?
Создатель не обидел нашу страну природным камнем, и мы неуклонно повышаем темпы его добычи в 10-12%. Конечно, до Китая, Индии, или Италии еще не доросли. Но оптимизм внушает то, что суммарные запасы природного камня в стране крупнейшие в мире - около 0,6 млрд. м3.
- Но Китай-то мы догнать сможем?
- Я бы сказал, что сейчас соревноваться с ним бесполезно. По добыче камня эта страна вышла на первое место в мире (около 4,6 млн.куб.м в год). Его фирмы на памятной Нюрнбергской выставке арендовали самый крупный зал №9 и полностью заполонили его. Это были действительно большие и красивые стенды. Львиную долю их ассортимента представляли садово-парковые скульптуры и надгробные памятники. Мода на них в Европе колоссальная. А, учитывая дешевизну товаров с Востока, к их стендам было не пробиться. - Вот и нет равных по экспорту.
- Почему же столь существенна разница между нашим сырьевым потенциалом и фактическим производством изделий из камня?
- Основные причины - упадок отрасли в последнее десятилетие. На всех карьерах в 1999 г. объем добычи составил менее 0,1% балансовых запасов. Многие карьеры ныне закрылись, а большинство работающих не могут выйти на экспорт из-за больших транспортных тарифов. Повсеместно применяется оборудование, разработанное еще в конце 70-х годов, и лишь немногие крупные предприятия оснащены импортным (в целом его доля около 50%). При этом ввоз оборудования усложняется самим государством: слишком высоки ставки таможенных пошлин, несовершенна система налогообложения. Вот отсюда и следствия: никаких оснований для улучшения потребительских качеств продукции нет. Устаревшие методы добычи блочного камня приводят к низкому выходу кондиционного сырья. Высокая его себестоимость (50-250 USD/ м3) идет от недостаточной изученности месторождений облицовочного материала, недопустимого сокращения финансирования геолого-разведочных работ. Удручают огромные сложности с оформление лицензий на разработку карьеров, есть даже случаи, когда на получение заветной бумажки уходило 6 лет. Душат высокие налоги, взимаемые с самого начала разработки карьера, когда еще снимается верхний слой глины и даже речи нет ни о каких камнях... А ассортимент добываемого мал. Его список для рынка, раза в три меньше списка возможного… Потому так сильно давит импорт, особенно из Китая и Индии. Их демпинговые цены ощутили не только в РФ, но и в странах ЕС и США.
- А как быть с качеством, цветом, разнообразием камня?
- Сегодня 47% из 900 эксплуатируемых месторождений дают камень серых оттенков, не пользующихся особым спросом. 4,8% приходится на черный, 2,4% - красный, 1,2 % - зеленый. Однако специалисты единодушны: отечественная отрасль сможет удовлетворить высокие требования по колористике. Надо напомнить, - основным строительным материалом для нашей древней столицы, например, был так называемый "белый камень" желтоватых оттенков. И радует, что после выработанного Мячковского горизонта Русской платформы теперь появилось другое месторождение - Афанасьевское. В Воронежском кристаллическом массиве найден красный гранит. Кладези - Урал, Сибирь, Дальний Восток. Из 3000 найденных залежей многие уникальны! Например, на Дальнем Востоке есть черный и серо-черный габбро, вишнево-красный и серовато-желтые мраморизованные известняки. Подобных разновидностей у конкурентов из Южной Кореи и Тайваня просто нет. Конечно, огорчает, что среди разведанных запасов камня практически нет чисто белых мраморов, лабрадоритов, цветных гранитов, потому что при отделке внутренних интерьеров в силу дизайна и моды наибольшим спросом пользуются именно они. Это положение обуславливает развитие импорта камня в Россию, доля которого около 30-40%. Зато теперь найден белый мрамор в Кемеровской области, бело-розовый и сиренево-белый - в Алтайском крае, а под Челябинском - черный с прожилками. Зеленый серпентинит и желтый мрамор есть в Свердловской области, а в Мурманской - черно-зеленый габбро. Россия обладает месторождениями, превосходящими по декоративности зарубежные аналоги. И только по причине плохого инвестирования излечение этого богатства сдерживается.
- Какой выход вы тут видите?
- Мировой опыт и практика показывают, что основой экономики развитых стран является малое и среднее предпринимательство. В Европе, Китае вся камнепереработка развивается как система малых предприятий. В Италии, например, в камнедобывающей и перерабатывающей промышленности занято 75 тыс.человек, которые трудятся в 12 тыс.фирм (т.е. в одной фирме в среднем по 6 человек!). А между тем, "китайское чудо", как раз и состоит в том, что, казалось бы, малоприметные середнячки стремительно вырывается в мировые лидеры. Мы в РФ тоже могли бы повторить это чудо, если бы на государственном и региональном уровнях были бы стимулы бы, снижались ставки налогообложения, давались отсрочки по налогам, вводилось льготное кредитование на строительство новых карьеров по программе малого бизнеса.
- Спасибо за прогнозы. Но еще хотелось бы спросить о работе с камнем по художественному оформлению, - о том, чем занимается ваша компания.
- Изображения, на камне с помощью гравировки, являются воплощением долговечности и красоты, исключительной стойкости. Станки для таких работ мы и делаем. По сути, гравировка - это удаление части поверхности материала. Ее можно сделать с помощью лазера, фрезы, механической и пескоструйной гравировки...
- Но почему ваша компания "САУНО", будучи мировым лидером в производстве гравировально-фрезерных станков, для нанесения художественных изображений делает ставку на методы механической (ударной) гравировки и гравировки фрезой?
- Потому что этот способ не портит структуру камня и подчеркивает его основные выразительные достоинства. А к этому мы добавили преимущества автоматизации, чем обеспечили точность нанесения изображения, долговечность, простоту управления, универсальность оборудования, надежность, оперативность...
- То есть ваша технология полностью автоматизирована?
- Да. Впервые в мире компания "САУНО" выпустила на рынок 3-х координатные станки-автоматы, полностью исключающие ручные операции, вплоть до установки заготовки и снятия готового изделия. Характер наносимых изображений самый разнообразный - от декоративных символов и мозаик до полноцветных художественных картин (панно) и барельефов любой формы и сложности. Теперь идет работа над созданием новых технологий нанесения изображений на натуральный камень. В результате "САУНО" удалось поставить на промышленную основу изготовление ритуальных памятников. Автоматизирован процесс, который во всем мире был и еще остается ручным. Благодаря нашему оборудованию созданы и успешно развиваются сотни новых компаний, занимающихся художественной обработкой камня во всех регионах РФ и других странах мира. Наши клиенты - строительные и дизайнерские компании, камнеобрабатывающие предприятия, производители рекламно-сувенирной продукции и ритуальных изделий. "САУНО" часто участвует в выставках и каждый раз представляет новшества. Оборудование и технологии имеют дипломы и медали крупных отечественных и зарубежных выставок - "Экспокамень", "Интеркамень", "Некрополь", "Память", "Реквием", "Marmomac", "Funeral Expo", "Marble", "Interkamien", и др.
- В какой степени важен сейчас вопрос об интеллектуальной собственности? Что, на ваш взгляд, необходимо, чтобы ваши разработки не дублировались контрафактом?
- Разработками мы занимаемся с начала 90-х. И честно признаться, в начальный период не придавали особого значения защите интеллектуальных прав, что позволило недобросовестным конкурентам воспользоваться нашей незащищенностью и выдать решения за свои. Поэтому с 2005 г. "САУНО" планомерно и интенсивно защищает авторские права, как способы, так и устройства. Только в текущем году подано 12 заявок (в том числе 5 на международную регистрацию).
- Насколько ваши супер-технологии в инструментальных и программных решениях помогут развитию отрасли и страны? Что нужно сделать структурно, организационно?
- Прежде всего, надо создать ассоциацию камнеобработчиков - независимую самоуправляющуюся общественную организацию. Это должно быть объединение единомышленников, вооруженное здоровыми прагматическими идеями. Сейчас камнеобработчиков не слышат ни в парламенте, ни в правительстве, но, объединившись, они смогли бы грамотно и уверенно пролоббировать интересы своей отрасли. Важно, чтобы при этом ассоциация не была подвержена всякого рода пертурбациям, характерным для сегодняшней власти. Уже и так расхватали энергетическую, газовую, и метало-прокатную сферы. А теперь начинают примеряться к камнеобработке. Ведь перспектива очевидна: кристаллический щит страны - один из самых больших в мире, а изделия из камня намного лучше, тех же китайских.
Но для того, чтобы это поняли, приняли и оценили на международном рынке, нужно совершенствовать организационно-экономические отношения, формы, методы и средства управления в камнеобрабатывающей отрасли. Из безотлагательных мер требуется техническое перевооружение и модернизация станочного парка. Важно шире и, как можно скорее, внедрять новейшие технологические линии по обработке камня, развивать опытно-экспериментальное, мелкосерийное производство.
Задача также - вовлечь в работу творческие союзы художников, дизайнеров, скульпторов, архитекторов, добиться объективного освещения этого в СМИ. И еще - не забывать о кооперации и сотрудничестве с зарубежными партнерами. Вот тогда проблемы в своей отрасли мы решим.
"ПРОГНОЗ РАЗВИТИЯ", № 9 (15), октябрь 2007 г.