top of page
Как не ошибиться в выборе гравировального станка.
Некоторые мысли вслух.

«…не все йогурты одинаково полезны»
...из рекламы йогуртов

 

Выбор станка для гравировки на памятниках – непростая задача для новичка, не имеющего опыта станочной гравировки. В интернете легко найти заманчивую рекламу с полдюжины различных производителей станков. В этой статье мы рискнем дать потенциальным покупателям некоторые советы по выбору гравировального оборудования. Постараемся выступать не как производители, рекламирующие свой станок, а исходить из соображений здравого смысла.

 

Итак, начнем…

Изучая рекламу различных станков, неискушенному в станочной гравировке человеку легко запутаться от изобилия непонятных технических деталей. С перепугу можно прийти к ошибочному выводу, что станки разных производителей не отличаются, тем более, что работают они по одному принципу – удары острой иглой по камню. А раз так, то почему бы не купить, например, самый дешевый станок? Или не обратиться к ближайшему производителю из соседнего города.

К сожалению, необдуманные решения часто выходят боком. Приобретая первый попавшийся станок, вы рискуете годами бороться с настройками и недоумевать, почему у ваших конкурентов на другом станке портреты выходят лучше. А когда вам это надоест и вы решите продать станок б/у, то с удивлением обнаружите, что некоторые модели оборудования, мягко говоря, не очень востребованы на рынке.

 

Стоит ли покупать самый дешевый станок?

Мы считаем, что не стоит. Лучше покупать не дешевый, а оптимальный по цене и качеству. Сравните цены разных производителей. Станки с одинаковыми размерами рабочего поля отличаются по цене примерно на 30..50 тысяч рублей. Хороший станок должен работать минимум 10 лет и более, то есть вы переплачиваете за него меньше 3000 руб. в год, но при этом зарабатываете на гравировке в сотни раз больше. Если же станок быстро придет в негодность или через год-два активной эксплуатации будет требовать к себе постоянного внимания, то вы будете сами не рады приобретению.

 

Правда ли то, что все станки одинаковые?

Вам могут сказать, что качество гравировки не зависит от модели станка. Согласиться с этим можно только по наивности. Представим себе человека, который никогда не ездил на автомобиле (попробуйте в наше время найти такого!). Этот человек может согласиться с утверждением, что Запорожец и Мерседес одинаковые, потому что везде 4 колеса и можно ездить. Если спросить любого знакомого водителя даже с небольшим стажем, на каком из этих двух автомобилей он бы хотел ездить, то ответ будет очевиден. Задайте тот же вопрос опытному водителю, который 10 лет за рулем, и он подумает, что вы издеваетесь.

Как в автомобилях, так и в станках. Разные станки отличаются по качеству гравировки, скорости, надежности и простоте работы.

 

Как выбрать лучший станок?

Вопрос сложный. Полностью доверять рекламе производителей по понятным причинам нельзя. Если станок есть у ваших знакомых граверов, можно пойти к ним и посмотреть. Впрочем, может быть ваши знакомые не захотят иметь конкурента и станок вам не покажут. Или специально скажут, что им на станке сложно работать.

Также осторожно следует относиться к оценкам станков в интернет-форумах. Об отношении нашей компании к форумам читайте отдельную статью. Здесь же только заметим, что посетители форумов анонимны, а значит, не вполне отвечают за свои слова. С другой стороны, содержание форумов полностью контролируется администрацией с личными интересами и зачастую предвзятым мнением. Поэтому мнение посетителя форума не может быть независимым. Проще говоря, вы хороший до тех пор, пока ваше мнение совпадает с мнением модераторов.

На мой взгляд, самый надежный способ – поехать к разным производителям и попросить показать, как работает их станок. Можно приехать со своей каменной плиткой и каким-нибудь заказом. Добросовестный производитель не откажет вам в просьбе отгравировать тестовый портрет. Например, мы в компании САУНО рекомендуем сомневающимся покупателям поехать посмотреть другие станки и готовы оплатить их дорожные расходы в случае покупки нашего оборудования.

Еще один хороший вариант – побывать на крупной выставке по камнеобработке или ритуалу, такой как «Экспокамень» или «Некрополь» в России. В других странах также ежегодно проходят подобные выставки. На выставке вы можете в одном месте увидеть в работе и сравнить станки разных производителей. Некоторые производители не участвуют в выставках. Часто это говорит о том, что их продукция заведомо уступает лидерам отрасли.

 

Что важнее – качество или скорость?

Поставьте себя на место обычного клиента, который заказал у вас портрет. Вы делаете портрет на станке за час. А конкурент из соседней конторы за полтора часа. Но если портрет у конкурента лучше, то ваш клиент пойдет к конкуренту, потому что качество для него важнее.

Безусловно, скорость также очень важна. Есть фирмы, в которых 10..15 станков работают в сезон круглосуточно. Если станок работает в два раза быстрее, то один станок заменяет два. Это хорошо, но только при условии, что качество гравировки остается на высоком уровне.

Вывод: ставим качество гравировки на первое место, а на второе почетное место скорость работы.

Помните также, что производительность сильно зависит от удобства работы. Если вы будете по десять минут закреплять камень в станок, проверять, не зацепит ли инструмент за крепления, устанавливать зазор, опять проверять и т.д., то и работа замедлится, и плитку из-за неизбежных ошибок часто придется полировать заново. Поэтому выбирайте станок-автомат, он и быстрый, и удобный в работе.

 

Можно ли обойтись без ретуши?

Перед гравировкой на камне портрет надо ретушировать, чтобы сделать его более четким, контрастным, убрать дефекты фотографии. Вас могут убеждать, что существуют станки, не требующие ретуши. Так ли это? Как ни странно, но среди сотни заказов попадаются один-два таких, которые требуют минимальной доработки. Если вы готовы отказаться от остальных 99 заказов, дальше можете не читать. Если вы не хотите отдавать эти заказы конкурентам, у вас есть два пути:

а) Научиться ретушировать. Хороший производитель оборудования должен проводить курс обучения при покупке станка.

б) Воспользоваться услугами интернет-ретуши профессиональных художников. Такие услуги стоят недорого. Первый центр интернет ретуши открылся в компании САУНО и сейчас он успешно помогает сотням компаниям и индивидуальным граверам.

 

О повторном проходе.

И все же, зачем нужен второй проход? При повторном проходе станок фактически наносит два удара в одну и ту же точку. Повторный проход всегда дает качество гравировки лучше, чем один проход, и это неоспоримый факт, потому что таковы свойства камня. Поэтому для достижения высшего качества изображения современный станок использует повторный проход или проходит два раза по одной строке. Но повторный проход хорошо работает лишь в том случае, если первый и повторный удары с точностью до микронов попадают в одну и ту же точку. Если не попадают – будет брак. В механике есть понятие «повторяемость», которое характеризует точность механики приводов оборудования. Добиться совпадения точек не такая уж простая инженерная задача, поэтому возможность повторного прохода есть далеко не у всех станков.

Есть и другая крайность. В некоторых станках два прохода используются всегда, потому что при одиночном проходе гравировальная головка не обеспечивает приемлемую силу и глубину удара.

Выводы: а) Если станок имеет функцию повторного прохода, то этот станок более точный, чем станок без подобной функции.

б) Желательно иметь в станке возможность выбора между скоростью и лучшим качеством, так, чтобы станок мог работать в режиме как одиночного, так и повторного прохода.

 

Удобен ли станок, который работает автономно без компьютера?

Одни станки при гравировке картинки используют компьютер. Другие станки сначала записывают картинку в память, а затем гравируют без компьютера. Какие станки лучше?

По нашему мнению, удобнее станки под управлением компьютера. На компьютере всегда можно видеть процесс гравирования. И не только видеть, но и контролировать, например, менять силу удара, если нужно. Если компьютера нет, то вам придется работать вслепую.

Запись картинки во внутреннюю память станка требует определенного времени, часто до нескольких минут. А если вы вдруг увидели в последний момент, что картинку надо на пару миллиметров уменьшить? Придется снова садиться за компьютер, а потом переписывать изображение в память станка.

 

Полная автономия, или работа в полевых условиях.

В интернете можно прочитать многое, в том числе о чудо-станках, которые могут работать без электричества. Изобретатель такого аппарата может смело претендовать на премию автора вечного двигателя. Если говорить серьезно, то было бы прекрасно со станком на плече пойти на кладбище и гравировать прямо на установленном памятнике среди могил. По секрету скажем, что станок САУНО, например, можно закрепить вертикально на памятник и подключить к автомобильному аккумулятору, и он будет работать автономно. Однако граверы-станочники почему-то не спешат выходить на свежий воздух. На то есть некоторые причины.

Что делать, если во время гравировки пойдет дождь? Можно найти выход, поставить заранее навес, хотя это и не слишком удобно. Но есть один важный момент. Камень впитывает влагу и при этом меняет свои свойства. На влажном камне сильнее удар. Это знают и граверы-ручники, и станочники. Камень, принесенный с улицы, перед гравировкой выдерживают несколько часов в сухом помещении. А что делать, если камень уже стоит на улице? Полагаться на случай?

Да и таскать станок на пару с тяжелой аккумуляторной батареей по кладбищу неудобно, а в дождливую или зимнюю погоду работать в полевых условиях вообще невозможно. Гравировку удобнее делать в закрытых помещениях и в горизонтальном положении.

Вывод: мы рекомендуем при выборе оборудования больше обращать внимание на реальные, а не надуманные ситуации. Вот некоторые моменты, с которыми вы столкнетесь при ежедневной работе. На них стоит обратить внимание при выборе станка:

- Нужно ли прикручивать станок к столу или прикреплять станок к камню, или достаточно просто поставить станок на камень?

- Может ли ударная головка перемещаться по вертикали (так называемый привод Z или третья координата). Если нет, то вам придется постоянно подкладывать что-то под тяжелую плиту.

- Насколько удобно задавать начальную точку на камне, размещать картинку и регулировать ее размеры?

- Как часто надо регулировать на станке рабочий зазор или зазор не требует регулировки, так как устанавливается автоматически?

- Можно ли продолжать прерванную работу при выключении питания?

- Как часто необходимо регулировать ударную головку или ее не нужно регулировать?

- Как проверить износ иглы? Он сильно влияет на качество гравировки.

Ответы на эти и многие другие вопросы вы найдете на нашем сайте www.sauno.ru. Надеемся, что эта статья поможет вам в правильном выборе станка. Удачи!

 

bottom of page